Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
165780, Архангельская обл., Ленский район, с.Яренск, ул. Бр. Покровских, д. 19
Наш адрес
+7 (81859)-5-26-45
jarensk-29@yandex.ru

Приемная
04.08.2022

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ?

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ?
26.03.2020, Апрель, 2020

Каждый родитель хочет, чтобы его дети хорошо развивались. Иногда кажется, что детская игра — пустое развлечение и лучше бы заменить его на что-нибудь более полезное. Однако для ребенка игра — главный способ взаимодействия с миром, освоения новых знаний и навыков.
В игре формируется своеобразная модель мира, переработанная в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. И хотя эта модель похожа на сказку, она отражает реальный мир и помогает его осваивать.
Для ребенка любая игра — такая же продуктивная деятельность, как работа для взрослого. И если результат взрослой работы — произведенный «продукт», для ребенка результатом игры становятся новые знания о мире (например, «мячик отпрыгивает от пола», «по мокрому полу машинка ездит дальше») и лучшее понимание того, как устроен окружающий мир. Взаимодействуя с другими детьми во время игры, ребенок вырабатывает свой стиль поведения и общения. Словом, игра критически важна для развития, потому что это способ взаимодействия ребенка с миром.
Игра начинается с общения
Приглашение к коммуникации, которая потом станет основой для игры, исходит от взрослого еще в самом раннем возрасте. Например, ответить улыбкой на улыбку. Для этого младенцу нужно научиться управлять своими мышцами и менять выражение лица — для него это серьезная работа. Улыбаясь в ответ или повторяя за взрослым «агу», ребенок не только играет и общается, но и учится повторять за взрослым, подражать ему.
Навыки общения все время совершенствуются, способы взаимодействия усложняются. Появляются «ладушки», а затем, в 3-4 месяца, игры вроде «сороки-вороны», в которых участвует не только открытая ладонь, но и пальчики. К 5–6 месяцам появляется игра в «ку-ку» — она всегда радует ребенка, который еще только открывает тот факт, что окружающие предметы и люди продолжают существовать и после того, как они исчезают из его поля зрения.
В чем смысл любимой игрушки?
Примерно к девятимесячному возрасту у ребенка формируется образ мамы; когда она уходит, возникает тревога. При помощи мягких игрушек он учится справляться с этим чувством. Вначале они играют роль переходного объекта — вроде не мама, но можно прижаться, обнять, и беспокойство уходит. Малыш начинает брать плюшевую зверушку с собой повсюду, и это не что иное, как его первые шаги к самостоятельной жизни.
Примерно в конце первого — начале второго года жизни происходит важное изменение: ребенок начинает ходить. Теперь его возможности намного шире, и он проявляет гораздо большую инициативу. Игра «ку-ку» сменяется на новую — прятки. Взрослым со стороны кажется: ну как можно раз за разом играть в одно и то же? Но для малыша это не одно и то же: проигрывая различные сценарии исчезновения и появления, ребенок каждый раз придумывает новые варианты игры и изучает новые места.
Предметные игры — первый шаг в изучении мира
В 1–3 года ребенок в основном играет в предметные игры. Действуя с предметами, дети на практике изучают их свойства и учатся производить с ними осмысленные действия: собирать и разбирать игрушки, строить башенку из кубиков, раскручивать, ковырять, стучать одним предметом о другой. В ходе такой игры большую роль играет речь взрослого. Когда он сопровождает детскую игру словами — обозначает различные действия, называет качества предметов — это, с одной стороны, увеличивает словарный запас ребенка, развивает его речь. С другой стороны, комментарии взрослого способствуют развитию самих предметных действий — например, сортировки предметов по тем или иным признакам (форме, величине, цвету). С помощью осязания и зрения ребенок начинает изучать свойства предметов, их разнообразие: твердые или мягкие, тяжелые или легкие.
Ролевые игры и их значение
Следующим важным шагом в развитии становится умение играть самостоятельно, выбирая себе ту или иную роль.
Говоря о детских играх, чаще всего мы имеем в виду именно ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери, доктора и другие. Период их «расцвета» наступает позже, в 4–5 лет, когда расширяется словарный запас ребенка и моделируются различные жизненные ситуации и занятия.
Понятно, почему малыш так настойчиво просит поиграть с ним: другие люди нужны ему для разыгрывания сюжета. Ролевая игра позволяет ребенку расширить собственные возможности и выйти за их пределы. А еще — примерить на себя роль взрослого и взрослую ситуацию, а затем вернуться в безопасное «здесь и сейчас». С помощью таких игр малыш уже на новом уровне развития отрабатывает ситуацию отделения от матери, закладывая основы своей индивидуальности.
Примерно в этом же возрасте появляются символические игры (всем известное детское «А это у нас будет…»). Так куст с легкостью превращается в дом, а стул — в автобус. В таких играх ребенок постепенно учится воспринимать символы отдельно от реальных предметов и оперировать ими.
Свободная игра
Свободная (или неструктурированная) игра — пожалуй, лучший вид игры для маленьких детей. Такие игры не планируются заранее, они просто происходят «сами собой» в зависимости от того, что интересует ребенка в данный момент. В таких играх нет цели и правил, нет победителей и проигравших, зато они позволяют ребенку максимально использовать воображение и заниматься в собственном, комфортном темпе.
Свободной игрой может быть любое творческое занятие, которым ребенок занимается в одиночку или совместно с другими людьми. Среди примеров — рисование, лепка и любое другое творчество, строительство домов из коробок или одеял, исследование новых игровых пространств (шкафы, дворы, парки, детские площадки).
Родителям вовсе не обязательно участвовать в свободной игре ребенка. Главное — не вмешиваться со своими правилами и целями, а предоставить малышу полную свободу, ограниченную лишь правилами безопасности. Иногда все, что нужно сделать, — это «подтолкнуть» ребенка в правильном направлении — в сторону игрушек на полу или к столу с карандашами и бумагой.
Почему игровой мир имеет такую ценность
В игре ребенок может безопасно «прожить» сложные ситуации (например, «Меня забыли», «Я потерялся») и найти способы их решения — ведь в игре потерялся не сам малыш, а сказочная лошадка. Также он может иначе проиграть сюжеты из жизни, которые вызывают у него тревогу. Такая игра часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий, но развиваться он может по-разному: «Я потерялся, но меня нашли», «Я потерялся и стал жить один в новом месте». Так ребенок вырабатывает методы решения жизненных задач: он репетирует различные ситуации во время игры точно так же, как музыкант репетирует перед выступлением.
Уважать детские игры и участвовать в них
Роль взрослого в игре — поддержать ребенка и ободрить его. Это помогает малышу понять, что его мнение ценно, а его идеи и фантазии заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном, «правильном» сценарии игры взрослому совершенно не стоит. Реакцией ребенка может стать протест, потеря интереса, отказ играть вместе и даже истерика. Иногда дети, на словах приняв условия взрослого, на самом деле испытывают тревогу и чувство беспомощности: ведь в игре для ребенка важно чувство контроля над ситуацией, а здесь его этого чувства лишают.
Если взрослые избегают игр или тяготятся ими, ребенок напрягается, чувствует недоумение и даже может подумать, что он делает что-то не так и не умеет играть. Малыш также может почувствовать себя одиноким, а в конечном счете все это приводит к снижению его самооценки.
Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы упускаем возможность сформировать эмоциональную связь с ребенком. Совместные игры лучше всего учат взрослых понимать своих детей и находить с ними общий язык.

Возврат к списку